Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина является одним из великих и достойных произведений в русской литературе, одним из значительных и масштабных в творчестве автора. Ф.М.Достоевский удачно подметил контраст между двумя действующими лицами: Евгением Онегиным, «вечным скитальцем» и Татьяной Лариной, являющейся верным идеалом нравственной чистоты.

Изначально, Татьяна Ларина появляется в романе самым неожиданным образом, ибо автор никак не подготовил читателей к описанию главной героини. Повествуя об этой несравненной ни с кем, не блещущей броской красотой, провинциалкой, автор отмечает ту задумчивость, скромность, простоту, сочетающуюся с глубиной внутреннего мира, отстранённостью от светского общества, которое не способно понять её. «Она в своей семье родной//Казалась девочкой чужой», но перед Богом, перед лицом неба, которым она любовалась, была своей. Именно в своей вере в «невидимое» Татьяна находила отдушину, а Пушкин (антитеза) воплотил в ней свою жажду веры во что-то высшее.

Ларина сердцем почувствовала родственную душу в Онегине, несмотря на его потребительский образ жизни, отсутствие веры в высшие силы, высокомерие и лицемерие. Поведение Евгения Онегина – это совокупность человеческих качеств образ многих людей «послепетровского времени», в которых было заложено миропонимание, заимствованное из Западной Европы, где все «чувства, драгоценные человечеству, принесены в жертву демону смеха и иронии». Образованные люди, воспитанные таким обществом, вели праздный образ жизни, являясь «пользователем» мира, но считая себя центром Вселенной и всеобщего внимания.

Искусно противопоставляется этому миру потребителей чистая, самоотверженная любовь Татьяны. Она же подтолкнула ее к написанию письма-откровения, которое предстало столь искренним, глубоким и сильным в выражении своих великих чувств. Её отважность в выборе любимого человека и ответственность за свой выбор, свои слова заставляют читателя полноценно проникнуться чувствами молодой девушки. Пушкинский идеал воплощен именно в женщине, вероятно, потому, что женщина сильнее мужчины, мудрее его, женская интуиция гораздо глубже, а верность своим убеждениям более свойственна «слабому полу».

Онегин путает чувство страсти и любви, подчёркивая свой неисчерпаемый эгоизм: в письме его речь идет только о «моих» чувствах, «моих» переживаниях. Лариной хватает смелости смотреть правде в глаза, хватает стойкости держаться достойно, даже несмотря на выстраданное глубокое чувство любви к Онегину, она выглядит более цельной личностью. На письмо она отвечает признанием: «Я вас люблю (к чему лукавить)?», и, думая о своём муже и преданности, смело утверждает: «Но я другому отдана;//Я буду век ему верна». Да, отныне их чувства взаимны, но она говорит «нет», потому что есть преграда, которую перейти эта верная своим идеалам молодая женщина не может: «любовь, слитая с совестью,- или совесть, облеченная в любовь». (В.С.Непомнящий)

Таким образом, хочется подвести черту и показать достоверность слов Ф.М. Достоевского. Татьяна Ларина – это идеал стойкости характера, верности своим принципам. Это чистота и глубина души, вера в высшие бытие, символ храбрости и смелости перед обществом, символ чести перед самой собой. Это пушкинский идеал великой любви, о которой он сам мечтал.

Text.ru - 94.82%